|
Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова |
|
|
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. |
|
|
Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. |
|
|
Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас. |
|
|
В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. |
|
|
В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом" |
|
|
На картине "Развалины близ селения Караагач в Кахетии" Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь. |
|
|
Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты". |
|
|
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина "Башня в Сиони" (1837-38г). |
|
|
Одной из картин на военную тему явилось полотно "Перестрелка в горах Дагестана". Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами. |
|
|
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт. |
|
|
Эльбрус. |
|
|
Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километров от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. |
|
|
В Тифлисе Лермонтов знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок "Лезгинка", где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома. |
|
|
Бой при Валерике. Рисунок. 1840-1841 |
|
|
Конный горец со значком |
|
|
Нападение. Сцена из кавказской жизни |
|
|
Черкес с лошадью |
|
|
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой |
|
|
С.А. Раевский. Акварель М.Ю. Лермонтова |
|
|
Эмилия, героиня драмы 'Испания' - возможно, В.А Лопухина - 1830-1831 |
|
|
В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова |
|
|
Возможно, рисунок В.А. Лопухиной - Бумага, карандаш 1832-34 |
|
|
Рисунок М. Лермонтова из альбома М.М. Лермонтовой |
|
|
Дарьяльское ущелье и замок Тамары - 1837 |
|
|
Волобуева мельница |
|
|
Офицер верхом и амазонка |
|
|
Маневры в Красном Селе - Бумага, акварель 1834 |
|
|
Конь. Рисунок Лермонтова |
|
|
Фронтиспис к рукописи 'Кавказского пленника' |
|
|
В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин - друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда. |
|
|
Молодая женщина и старуха - Бумага, карандаш 1831 |
|
|
Испанец. Портрет. Бумага, акварель 1837 |
|
|
Герцог. |
|
|
Светская сцена. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила. 1840-1841 гг. |
|
|
Рисунок к повести А. Марлинского 'Аммалат-бек' |
|
|
Рисунок. Бумага, карандаш 1832-34 |
|
|
Рисунок из "юнкерской тетради". Бумага, карандаш 1834 |
|
|
Рисунок. Бумага, тушь, перо |
|
|
Рисунок. Дарьяльское ущелье возле станции |
|
|
Рисунок. Развалины на берегу Арагвы в Грузии |
|
|
Селение Сиони близ Казбека. Автолитография |
|
|
Сражение с горцами. Бумага, акварель 1831 |
|
|
Тифлис. Бумага, карандаш 1837 |
|
|
Тройка, выезжающая из деревни - 1832-34 |
|
|
Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров |
|
|
Герцог Лерма, рисунок М.Ю. Лермонтова |
|
|
Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок М.Ю. Лермонтова |
|
|
Конногренадёр - Бумага, тушь, перо 1830 |
|
|
Гуляние в саду. Бумага, тушь, перо |
|
|
Бивуак Лейб-гвардии гусарского полка под Красным Селом |
|
|
Возможно, портрет испанца Бумага, акварель |
|
|
Испанец с фонарём и католический монах - Бумага, акварель 1831 |
|
|
Дуэль Бумага, тушь, перо 1832-34 |
|
|
Автограф стихотворения 'Стансы' (1830) с портретом Сушковой |
|
|
Автограф посвящения к поэме Аул Бастунджи 1831 |
|
|
Черновой автограф поэмы 'Ангел смерти' 1831 |
|
|
Набросок мужского лица - Бумага, тушь, перо |
|
|
Портрет офицера с трубкой - Бумага, тушь, перо 1832-34 |
|
|
Тамань. Рисунок Лермонтова |
|
|
Черкес. |
|
|
Горцы. |
|
|
Карагач. |
|
|
Портрет офицера в шинели. Карандаш. Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1832-1834 гг. |
|
|
Автограф посвящения к трагедии "Menschen und Leidenschaften" 1831 |
|
|
Заглавный лист поэмы "Черкесы" 1828 |
|
|
Рисунок. Перо 1830 |
|
|
Рисунок на обложке рукописи Вадима - 1832 |
|
|
Рисунок из "юнкерской" тетради. Перо 1834 |
|