| ||||||||
|
|
|||||||
Дом-музей М.Ю.Лермонтова
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах. Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки М.Ю. Лермонтова карандашом, одна из самых больших работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана - вещи изящные, удобные и прочные. В "Тарханах" экспонируется принадлежавший Лермонтову экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году. Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков. В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в "... Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.
Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. Самая большая комната барского дома - зала обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович. Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А.С.Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом. В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: "Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, "Ручная математическая энциклопедия", "Псалтырь, или Книга хвалений", "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "Древнейшая всеобщая история" Милота... Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. На секретере - ксерокопии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова. | ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |